• Главная
  • Новости
  • О расширении перечня оснований для внесения изменений в существенные условия контрактов

О расширении перечня оснований для внесения изменений в существенные условия контрактов

Уважаемые заказчики!

В целях надлежащей реализации на территории Омской области положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) полагаем необходимым довести до Вашего сведения следующее.

Федеральным законом от 8 марта 2022 года № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 46-ФЗ) расширен перечень оснований для внесения изменений в существенные условия контрактов.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 18 Федерального закона № 46-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 года № 680 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия» (далее – Постановление № 680).

При этом в пункте 1 Постановления № 680 установлено, что изменения существенных условий контракта, предусмотренные указанным постановлением, допускаются в 2022 – 2023 годах при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения.

Кроме того, статья 112 Федерального закона № 44-ФЗ дополнена частью 65.1, которой предусматривается возможность по соглашению сторон изменять любые существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Таким образом, обязательным условием для применения положений Постановления № 680 и части 65.1 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ является возникновение в ходе исполнения контракта независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения. Если такие обстоятельства возникли до заключения контракта и были известны поставщику (подрядчику, исполнителю), внесение изменений в условия контракта по указанным основаниям не допускается.

В частности, считаем возможным внесение изменений в существенные условия контрактов по вышеназванным основаниям в следующих ситуациях:

- невозможность поставки товаров из-за санкций и мер ограничительного характера, нарушения логистических цепочек;

- существенное увеличение цен товаров, работ, услуг;

- изменение производителем, дистрибьютором, оптовым поставщиком  условий поставки товара, в том числе сроков поставки, размера аванса и т.д.

В качестве документов, подтверждающих невозможность исполнения условий контракта, заказчиками могут быть использованы:

- сравнение стоимости до и после введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера;

- документы, подтверждающие условия авансирования поставляемого товара до и после заключения контракта;

- письма от производителей товаров, подтверждающие увеличение стоимости товара, отсутствие товара;

- официальные заявления производителей о прекращении работы на территории Российской Федерации;

- иные документы и сведения.

При этом необходимо учитывать следующие особенности изменения условий контрактов на основании Постановления № 680 и части 65.1 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ.

1. Постановление № 680 предусматривает возможность изменения таких условий «строительных» контрактов, как срок исполнения контракта, объем и (или) виды выполняемых работ, порядок приемки и оплаты, условие об авансировании, цена контракта и др.

При этом для изменения существенных условий контракта в соответствии с Постановлением № 680 не требуется получение соответствующего решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо местной администрации.

Однако необходимо учитывать, что на основании Постановления № 680 разрешено изменять существенные условия только государственных и муниципальных контрактов (то есть контрактов, заключенных государственными и муниципальными заказчиками).

В этой связи в отношении контрактов, существенные условия которых не могут быть изменены в соответствии с Постановлением № 680 в связи с тем, что они не являются государственными и муниципальными контрактами, может быть рассмотрен вопрос об изменении их существенных условий на основании положений части 65.1 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12 июля 2022 года № 24-01-07/66840).

2. Часть 65.1 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ не содержит ограничений пределов изменений, вносимых в условия контракта, в связи с чем размер увеличения может превышать соответствующие размеры, предусмотренные иными положениями Федерального закона № 44-ФЗ, в частности, в отношении цены контракта и срока исполнения контракта.

С учетом последних изменений законодательства о контрактной системе в сфере закупок невозможность исполнения контракта в связи с мобилизацией в Российской Федерации также является основанием для изменения существенных условий контракта в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ.

При этом обязательным условием соответствующих изменений является соблюдение положений частей 1.3 – 1.6 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ в части обеспечения новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта. Указанные изменения осуществляются на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для нужд соответствующего уровня.

Порядок реализации части 65.1 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ заказчиками Омской области (далее – Порядок) установлен постановлением Правительства Омской области от 20 января 2016 года № 7-п «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Положениями Порядка установлено, что изменение существенных условий контракта, цена которого составляет от 1 млн. до 10 млн. рублей, осуществляется на основании распоряжения органа государственной власти Омской области, являющегося главным распорядителем соответствующих средств областного бюджета, а в случае, если цена контракта превышает
10 млн. рублей – на основании распоряжения Правительства Омской области.

При этом в документах, обосновывающих необходимость внесения изменений в существенные условия контракта, необходимо доказать наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами и невозможностью исполнения контракта на действующих условиях с приложением подтверждающих документов.